Статьи

23

Давольно часто автовладельцы бывают искренне удивлены, когда узнают, что авто аккумулятор тоже требует «техобслуживания».И это прискорбно, так как капелька заботы и внимания способны сберечь кучу времени и денег.

 Уход за аккумулятором вашего авто довольно прост и сводится лишь к регулярным проверкам уровня электролита. Иногда низкий уровень может свидетельствовать об излишней зарядке авто аккумулятора, что обычно связано с неисправностью генератора. Если же электролита недостает только в одном из элементов аккумуляторной батареи, то выход из строя всего авто аккумулятора вопрос ближайшего времени. При теплой пагоде он еще кое-как поработает, но первые же морозы его прикончат.

Доливая авто аккумулятор, помните о том, что во время зарядки уровень электролита несколько повышается, поэтому доливать следует с учетом данного эффекта. Не нужно забывать, что может сотворить кислота, попавшая на корпус аккумулятора или на детали кузова вашего авто.

Заботливые владельцы в процессе эксплуатации контролируют заряженность аккумуляторных батарей.

Периодически, не реже одного раза в 2-3 месяца, даже в случае безотказной работы, необходимо проверять уровень напряжения на клеммах авто ккумуляторной батареи при неработающем (напряжение разомкнутой цепи — НРЦ) и при работающем двигателе, а также наличие утечки в системе электрооборудования авто.

Все аккумуляторные батареи в прцессе работы теряют часть воды из электролита. В результате этого резервный уровень электролита над пластинами снижается и повышается концентрация кислоты в электролите (повышается плотность электролита), что отрицательно влияет на ресурс авто аккумуляторной батареи. Скорость потери воды главным образом зависит как от материалов, применяемых для производства аккумуляторной батареи, так и от состояния электрооборудования авто. В зависимости от сочетания всех этих факторов она может отличаться в десять и даже в тридцать раз. Поэтому снижение уровня электролита до критического возможно и за 1-3 месяца (при неисправном регуляторе напряжения) и за 2-4 года. Так что при применении классических свинцовых обслуживаемых авто аккумуляторов необходимо проверять уровень электролита не реже 1-2 раза в месяц и доливать дистиллированную воду. Нужно быть готовым к сравнительно высокой скорости саморазряда — до 14% за месяц, которая в процессе эксплуатации прогрессирует и после 1,5-2 лет работы увеличивается в 3-4 раза. Поэтому при длительном бездействии таких авто аккумуляторных батарей требуется подзарядка каждые 1-2 месяца.

Чтобы исключить разряд аккумулятора во время длительной стоянки автомобиля, рекомендуется отключать ее от сети, поскольку, в результате утечки тока в системе электрооборудования, АКБ может разрядиться настолько, что не сможет запустить двигатель. Если же и при отключении от бортовой сети авто аккумулятор быстро разряжается, это говорит о повышенном саморазряде для старой батареи или о внутреннем дефекте (коротком замыкании) для новой батареи. Причинами повышенного саморазряда может стать как дефект изготовления, так и нарушения условий эксплуатации или естественный износ батареи. Необходимо не допускать повторение глубоких разрядов аккумуляторной батареи, составляющих более 40-50% от ее емкости — после них Ваш авто аккумулятор не сможет полностью зарядиться от генератора.

Возможных причин глубоких разрядов авто аккумуляторных батарей три:

Первая причина — утечка тока в электросети (к примеру из-за некачественной проводки).

Вторая причина — неисправность генератора или регулятора напряжения.

И, наконец, третья причина — долговременное использование потребителей сети при неработающем двигателе.

Причины ухудшения работы и выхода из строя АКБ

В подавляющем большинстве случаев ухудшение работы или выход из строя авто аккумуляторной батареи происходит, если:

  • имеет место дефект при производстве (гарантийный случай);
  • нарушены условия эксплуатации аккумулятор(ускоренный износ);
  • авто аккумуляторная батарея исчерпала свой естественный ресурс.

Производственные дефекты

Качество авто аккумуляторной батареи обеспечивают при ее разработке и изготовлении. На заключительном этапе производства все аккумуляторы, в зависимости от состояния поставки (залитые и заряженные или сухозаряженные), подвергают контрольным проверкам. Дефекты, которые не были выявлены на заключительном этапе производства, обнаруживаются на начальном этапе эксплуатации — в течение первых 3-8 месяцев.

Снижение работоспособности в режиме пуска двигателя либо полный отказ авто аккумулятора при достаточных плотности электролита и величине напряжения разомкнутой цепи (НРЦ), как правило, связаны с наличием производственных дефектов.

Аккумуляторы с производственными дефектами, в случае их выявления в течение гарантийного срока, должны быть заменены на годные в установленном инструкцией порядке.

Ускоренный износ

Ускоренный износ авто аккумуляторной батареи всегда связан с нарушением условий эксплуатации, указанных в гарантийном талоне. Наиболее распространена эксплуатация в условиях перезаряда или недозаряда.

Перезаряд происходит при эксплуатации аккумулятора на автомобилях, уровень зарядного напряжения которых превышает 14,5 В. Дело в том, что по мере повышения степени заряженности выше 75-80%, наряду с основным процессом заряда электродов авто аккумуляторной батареи, начинается вторичный процесс: разложение воды на водород и кислород. Причем, его скорость быстро растет с ростом зарядного напряжения на выводах аккумулятора выше 14,5 В. Перезаряд является следствием нарушения режима работы регулятора напряжения в связи с выходом из строя отдельных его элементов. В некоторых случаях величина зарядного напряжения при неисправном регуляторе достигает 17-18 В. Это приводит к ускоренной потере воды и коррозии положительных токоотводов (решеток) аккумуляторной батареи.

Под действием перезаряда уровень электролита быстро уменьшается. Поэтому его необходимо своевременно довести до нормы доливкой , в авто аккумуляторы только дистиллированной воды. Доливать в аккумуляторы электролит категорически запрещается. Затем необходимо незамедлительно найти причину повышения напряжения и устранить неисправность в системе электрооборудования авто.

При длительном перезаряде или при значительном превышении зарядного напряжения (выше 15,5 В) потеря воды бывает так велика, что оголяются верхние кромки пластин и сепараторов. Это часто является причиной взрыва батареи.

Эксплуатация аккумулятора на автомобиле, у которого уровень зарядного напряжения меньше 13,8 В, приводит к прогрессирующему недозаряду. При этом работоспособность авто аккумулятора постепенно ухудшается, так как степень его заряженности снижается пропорционально времени эксплуатации, пока не достигнет величины, соответствующей уровню зарядного напряжения. Например, при зарядном напряжении 13,6 В и средней интенсивности эксплуатации степень заряженности аккумулятора при положительной температуре составит около 65%, а при отрицательной — менее 50%. Напомним, что степень заряженности авто аккумулятора зимой составляет 70-75%, если напряжение на клеммах батареи равно 13,9-14,3 В при работающем двигателе и включенном ближнем свете.

Нередко причиной снижения уровня зарядного напряжения и, следовательно, степени заряженности авто аккумулятора, становится ослабление натяжения ремня привода генератора. Поэтому не реже 1-го раза в месяц рекомендуется проверять натяжение ремня и, при необходимости, производить регулировку согласно инструкции по эксплуатации автомобиля.

Длительная эксплуатация аккумулятора при степени заряженности 50-60% приводит к быстрой потере работоспособности из-за ускоренного оплывания активной массы аккумуляторных электродов. Кроме того, при низких температурах электролит в сильно разряженных авто аккумуляторах может замерзнуть, что приведет к разрушению корпуса батареи и полному выходу ее из строя.

Ускоренный износ может быть настолько велик, что авто аккумулятор выходит из строя еще в период гарантийного срока, вследствие неблагоприятных условий эксплуатации из-за неисправностей изделий электрооборудования автомобиля или нарушения требований инструкции по эксплуатации батарей.

Выход из строя авто аккумуляторной батареи в период гарантийного срока вследствие ускоренного износа не относится к гарантийным отказам. Поэтому такие батареи не подлежат замене на новые по гарантийным обязательствам производителей батарей.

Отдельно отметим несколько самых распространенных современных причин ускоренного износа авто аккумулятора:

1. Дополнительное оборудование. 
Причина большинства неисправностей связана не с собственными его дефектами, а с наличием дополнительного оборудования, например, сигнализации и телефона. Эти устройства особенно любят преподносить «сюрпризы» во время длительных стоянок автомобиля.

Однако, если Ваш авто аккумулятор вдруг начал барахлить, не спешите его выбрасывать. Опыт показывает, что огромное количество автомобильных аккумуляторов, считавшихся неисправными, были просто-напросто разряжены. Попробуйте зарядить разряженный аккумулятор, причем как можно скорее. Чем дольше авто аккумулятор остается незаряженным, тем сильнее сульфатация пластин, и тем проблематичнее будет его восстановление.

2. Холостой режим 
Простаивание автомобиля зимой в «пробках» — настоящая проблема для авто аккумулятора. Работающие одновременно вентилятор, фары, обогреватель заднего окна и стеклоочистители способны забрать больше тока, чем производит генератор.

Подсчитано, что за 45 минут такой работы средний авто аккумулятор может истощиться настолько, что повторный запуск выключенного двигателя окажется уже невозможным. Для восстановления потребуется не меньше 30 минут нормальной езды, прежде чем можно будет снова остановиться.

Казалось бы, следует просто убрать аккумулятор подальше от двигателя, но это ведет к дополнительным расходам. Придется тянуть к стартеру более длинный провод, который будет «съедать» часть энергии, что потребует увеличить мощность авто аккумулятора. К тому же этот «ящик с кислотой» окажется тогда близко к пассажирскому отсеку, что небезопасно.

Ухудшение свойств АКБ в результате старения

Вследствие естественного износа в процессе эксплуатации изменяются основные параметры авто аккумуляторной батареи. Под воздействием коррозии уменьшается сечение основных конструкционных элементов решетки положительного электрода. Это приводит к увеличению внутреннего сопротивления батареи, то есть к некоторому снижению разрядного напряжения даже когда она полностью заряжена.

Емкость авто аккумуляторной батареи в процессе эксплуатации постепенно снижается. Это происходит от того, что при чередующихся зарядах и разрядах, которые имеют место во время работы аккумулятора на авто, положительная активная масса постепенно оплывает вследствие деструкции, и ее количество, участвующее в химической реакции, уменьшается. Ускоряет процесс оползания положительной активной массы частое повторение глубоких разрядов, причина которых либо в утечке тока в электросети, либо в недозаряде по причине неисправности генератора или регулятора напряжения. Особенно быстро снижается емкость при глубоких разрядах у батарей с решетками положительных электродов из свинцово-кальциевых сплавов.

Емкость отрицательных электродов также снижается, если авто аккумулятор длительное время эксплуатировался при повышенном зарядном напряжении и плотность электролита поднялась выше 1,3-1,31 г/смі. Кроме того, как уже было сказано ранее, длительная эксплуатация аккумулятора при низкой степени заряженности (40-60%) приводит к ускоренному оплыванию активноймассы на обоих электродах.

По мере износа авто аккумуляторной батареи увеличивается скорость ее саморазряда и расход воды при эксплуатации. Через год использования аккумулятора эти величины возрастают в 1,5-2 раза, а через два года — в 2-4 раза. Скорость увеличения саморазряда и расхода воды максимальная у аккумуляторов традиционного исполнения, а минимальная — у авто аккумуляторов с токоотводами из свинцово-кальциевого сплава. Из всего вышесказанного напрашивается очень важный вывод: по мере старения аккумуляторная батарея требует к себе более внимательного отношения. Так, например, при нормальной эксплуатации со средней годовой интенсивностью пробега 15-20 тыс. км, достаточно проверять состояние АКБ один раз в год, лучше всего осенью перед началом зимней эксплуатации. После двух лет работы (30-40 тыс. км пробега) желательно проверять состояние аккумуляторной батареи не реже одного раза в 3-4 месяца. Если же батарея проработала более трех лет (45-60 тыс. км), контроль ее состояния в зимний период желательно проводить ежемесячно.

Критерием пригодности авто аккумуляторной батареи, проработавшей в условиях эксплуатации в течение продолжительного времени, может служить тестовый разряд, который возможно выполнять в специализированных сервисных центрах. Полностью заряженную аккумуляторную батарею подвергают разряду при положительной температуре током, равным половине тока холодной прокрутки по EN или SAE.

Если на 30-й секунде разряда напряжение на выводах больше 9,6 В, батарея пригодна для дальнейшего использования. Если же оно меньше или равно 9,6 В, значит авто аккумулятор исчерпал свой ресурс и подлежит замене.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru